Оригинальный плакат художника Б.Березовского "Новый заем - новые жилые дома". 1957 г.
Редактор плаката М.Дмитриева.
Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), Москва, 1957г.
Министерство культуры СССР, главное управление полиграфической промышленности, первая образцовая типография им.Жданова, Москва Ж-94, ул.Валовая,28, заказ № 216.
Этот плакат художника Б.Березовского посвящен непростой истории обмана советских граждан государством и самой успешной госинвестиции СССР. А именно выдаче облигаций государственного займа. На плакате четко показано, на какие важные цели (строительство новых квартир), должны пойти деньги простых людей.
После 1917 года, когда все царские акции и облигации утратили юридическую силу, в годы войны, послевоенную эпоху,
правительство неоднократно предлагало гражданам оказать стране помощь, обещая впоследствии вернуть вложенные средства,
нередко с хорошими процентами.
Именно агитации в области государственных внутренних займов государство уделяло огромное внимание, ведь это был простой и легкий способ получения денег.
В среднем, один гражданин тратил на займы в год 2-3 зарплаты. Отказаться от вложений в займы было невозможно, хотя и пропагандировались они как добровольная помощь государству.
Многие люди действительно верили, что давая государству деньги, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне считали, что вложенные средства вернутся с процентами, кто просто воспринимал данную меру как барщину.
Всего в СССР было выпущено 65 облигационных займов, большая часть из них – до 1957 года.
Именно к 1957 году программа принудительных займов стала давать сбой. Тем не менее, историки считают систему внутренних займов самой успешной госинвестицией в СССР.
Затраты на дизайн, агитацию, полиграфию и распределение облигаций окупились сполна.
Вначале программы, трудовые массы более охотно желали помочь государству.
Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн. подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн.
Бюджетные дыры латались, население оказывало посильную и непосильную кредитную поддержку государству.
Первое время, после 1917 года, сельское население, зачастую не имевшее денежных средств в принципе, вносило вместо денег продукты (хлеб, рожь, сахар).
В 1924 году натуральный заем был отменен.
Граждане стали вносить деньги в рассрочку, через сберкассы.
Более поздние механизмы стали гибче, появились 6% и 12% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей, вставших на ноги в годы НЭПа.
Также популярностью пользовались денежные бумаги, предоставлявшие обладателям дополнительные льготы.
Под залог таких облигаций можно было получать банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.
После войны послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вновь пришлось
жертвовать деньгами населения, обмен облигаций выпущенных до 1947 года происходил по формуле: 3 старых – 1 новая.
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее
народного хозяйства. Доход по ним можно было получить только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам.
В итоге народ перестал верить, что государство сможет когда-нибудь выплатить вложенными ими средства.
Было официально обьявлено, что миллионы советских людей согласились на отсрочку выплат по облигациям государственного займа
сроком на 20-25 лет.
Несмотря на постоянные конверсии и отодвигание сроков выплат основных средств и процентов по облигациям, в конце 1950-х годов
сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по обслуживанию госзаймов превысили их доходность.
Госзаймы становились экономически невыгодны для бюджета страны.
В 1999 году правительство России приняло закон, который «гарантировал обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР полную компенсацию».
При этом выплаты граждане должны были получить «с учетом изменения покупательной способности денежных средств».
На сегодняшний день министерство финансов РФ оценивает общий обьем долга госзайма в 25 трлн. рублей, что примерно в 2 раза превышает текущие доходы казначейства.
В случае если практическая реализация выплат денег и восстановления сбережений граждан произойдет в действительности, то федеральный бюджет лишится возможности в течение долгого времени осуществлять финансирование иных расходов страны.
Экземпляр данного плаката находится в государственной библиотеке Беларуссии http://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br0000368454